Легендарный «Кировец» К 700
10 февраля 2023
Трактор К 700 ознаменовал собой новый этап развития тракторостроения в СССР, обеспечив почти троекратное повышение эффективности выполнения сельхозработ. В 40-50-е годы ХХ века на полях Советского Союза работали в основном довольно слабые тракторы ДТ-54 на гусеницах, используемые еще с довоенной поры. Разработка совершенно нового трактора стала своеобразной данью времени и необходимости поднятия целины: в процессе освоения земель Кубани и Казахстана требовались современных мощные и скоростные машины, обеспечивающие минимальные сроки выполнения работ.
История разработки модели
Трактор «Кировец» К 700 на колесном ходу появился во многом благодаря генсеку КПССС Н. С. Хрущеву, который распорядился разработать машину с улучшенными параметрами и характеристиками, работы были поручены Кировскому тракторному заводу.
Энтузиазм конструкторов завода принес плоды уже в 1962 году, когда предприятие выпустило модель К 700, ставшую первым в истории советского машиностроения трактором V тягового класса. Техника была немедленно подвергнута полевым испытаниям и с успехом выдержала их. Многофункциональная машина имела высокую мощность, была способна выполнять любые виды сельхозработ, а также позволяла использовать любые типы навесного оборудования.
В плане производительности трактор превзошел другие модели техники, используемые на территории Советского Союза, втрое. Более того, инженеры в США почти двадцать лет не могли сконструировать трактор, способный на равных конкурировать с отечественной моделью. Сотрудники Кировского завода сумели справиться с поставленной, достаточно сложной и трудоемкой, задачей, самым лучшим образом.
Производство данной модели трактора осуществлялось в течение сорока лет и завершилось лишь в 2002 году. Однако трактор и сегодня продолжает считаться одной из наиболее востребованных машин сельскохозяйственного назначения.
Устройство отдельных узлов и трактора в целом
Трактор «Кировец» обладал повышенным уровнем прочности: рабочий ресурс машины был значительно увеличен за счет использования высокопрочных материалов для изготовления всех систем и узлов. При этом устройство трактора было отлично приспособлено к любым, включая самые сложные, погодным и климатическим условиям, позволяя выполнять работы в течение круглого года и в самых различных регионах страны. Неудивительно, что со временем К 700 оказались задействованы практически в половине всех выполняемых на территории СССР сельхозработ.
Несмотря на достаточно внушительные габариты, для обслуживания техники было достаточно одного тракториста. Высокая грузоподъемность позволяла использовать машину с любыми разновидностями прицепов и навесного оборудования. Учитывая, что во времена СССР все модели грузовой техники предусматривали использование для нужд вооруженных сил, в случае военных действий К 700 должен был выступать в роли тяжелого тягача 6×6.
Двигательная установка — важнейший узел любой техники. На К 700 устанавливался ярославский мотор серии ЯМЗ-238НМ. Мощность этого 8-цилиндрового дизельного двигателя составляла 220 л. с. Его отличительной особенностью является двухуровневая система очистки воздуха.
Тракторы, выпускавшиеся в СССР до 1962 года, предусматривали цельнометаллическую базу, на которую монтировались двигатель и колеса или гусеничная ходовая часть. В модели К 700 была внедрена комбинированная рама, включавшая в себя две подвижные полурамы, соединенные между собой посредством шарнира, обеспечивавшего возможность смещения полурам в отношении друг друга как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В результате машина получила значительно улучшенные показатели сцепления с дорожным покрытием, маневренности и проходимости.
Трансмиссия «Кировца» включает в себя 16-ступенчатую механическую КПП, в которой передачи переключались за счет гидравлики, а режимы — при помощи фрикционной системы. В результате колесный или гусеничный трактор мог работать в пониженном или повышенном режиме, а также двигаться в четырех режимах.
Кабина К 700 двухместная и в плане удобства существенно превосходила большинство кабин тракторов своего времени. Фактически, это первый в истории отечественной техники случай, когда производитель уделил должное внимание комфортабельности и эргономике рабочего места. Кабина имела неплохую герметизацию, оснащалась системой обогрева салона. Кресло допускало изменение положения для соответствия индивидуальным особенностям водителя, обеспечивая наиболее удобное и эффективное управление трактором К 700.
Всего было выпущено 103.500 тракторов Кировец К-700, а в 1975 году началось производство модернизированных тяжёлых тракторов моделей К-700А и К-701 с двигателями мощностью 235 и 300 лошадиных сил, соответственно.
Трактор К-700 стал родоначальником производственной линейки К-7.Сегодня АО "Петербургский тракторный завод" (ПТЗ), на правах приемника ПАО "Кировский завод", продолжает традиции производства энергонасыщенных тракторов "Кировец". В настоящее время там производятся тракторы, соответствующие ряду современных требований, а также внедряются перспективные технологии на базе искусственного интеллекта, позволяющие строить полностью беспилотные машины. Также завод принимает активное участие в программе импортозамещения и отличается высокой локализацией производства.
История разработки модели
Трактор «Кировец» К 700 на колесном ходу появился во многом благодаря генсеку КПССС Н. С. Хрущеву, который распорядился разработать машину с улучшенными параметрами и характеристиками, работы были поручены Кировскому тракторному заводу.
Энтузиазм конструкторов завода принес плоды уже в 1962 году, когда предприятие выпустило модель К 700, ставшую первым в истории советского машиностроения трактором V тягового класса. Техника была немедленно подвергнута полевым испытаниям и с успехом выдержала их. Многофункциональная машина имела высокую мощность, была способна выполнять любые виды сельхозработ, а также позволяла использовать любые типы навесного оборудования.
В плане производительности трактор превзошел другие модели техники, используемые на территории Советского Союза, втрое. Более того, инженеры в США почти двадцать лет не могли сконструировать трактор, способный на равных конкурировать с отечественной моделью. Сотрудники Кировского завода сумели справиться с поставленной, достаточно сложной и трудоемкой, задачей, самым лучшим образом.
Производство данной модели трактора осуществлялось в течение сорока лет и завершилось лишь в 2002 году. Однако трактор и сегодня продолжает считаться одной из наиболее востребованных машин сельскохозяйственного назначения.
Устройство отдельных узлов и трактора в целом
Трактор «Кировец» обладал повышенным уровнем прочности: рабочий ресурс машины был значительно увеличен за счет использования высокопрочных материалов для изготовления всех систем и узлов. При этом устройство трактора было отлично приспособлено к любым, включая самые сложные, погодным и климатическим условиям, позволяя выполнять работы в течение круглого года и в самых различных регионах страны. Неудивительно, что со временем К 700 оказались задействованы практически в половине всех выполняемых на территории СССР сельхозработ.
Несмотря на достаточно внушительные габариты, для обслуживания техники было достаточно одного тракториста. Высокая грузоподъемность позволяла использовать машину с любыми разновидностями прицепов и навесного оборудования. Учитывая, что во времена СССР все модели грузовой техники предусматривали использование для нужд вооруженных сил, в случае военных действий К 700 должен был выступать в роли тяжелого тягача 6×6.
Двигательная установка — важнейший узел любой техники. На К 700 устанавливался ярославский мотор серии ЯМЗ-238НМ. Мощность этого 8-цилиндрового дизельного двигателя составляла 220 л. с. Его отличительной особенностью является двухуровневая система очистки воздуха.
Тракторы, выпускавшиеся в СССР до 1962 года, предусматривали цельнометаллическую базу, на которую монтировались двигатель и колеса или гусеничная ходовая часть. В модели К 700 была внедрена комбинированная рама, включавшая в себя две подвижные полурамы, соединенные между собой посредством шарнира, обеспечивавшего возможность смещения полурам в отношении друг друга как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В результате машина получила значительно улучшенные показатели сцепления с дорожным покрытием, маневренности и проходимости.
Трансмиссия «Кировца» включает в себя 16-ступенчатую механическую КПП, в которой передачи переключались за счет гидравлики, а режимы — при помощи фрикционной системы. В результате колесный или гусеничный трактор мог работать в пониженном или повышенном режиме, а также двигаться в четырех режимах.
Кабина К 700 двухместная и в плане удобства существенно превосходила большинство кабин тракторов своего времени. Фактически, это первый в истории отечественной техники случай, когда производитель уделил должное внимание комфортабельности и эргономике рабочего места. Кабина имела неплохую герметизацию, оснащалась системой обогрева салона. Кресло допускало изменение положения для соответствия индивидуальным особенностям водителя, обеспечивая наиболее удобное и эффективное управление трактором К 700.
Всего было выпущено 103.500 тракторов Кировец К-700, а в 1975 году началось производство модернизированных тяжёлых тракторов моделей К-700А и К-701 с двигателями мощностью 235 и 300 лошадиных сил, соответственно.
Трактор К-700 стал родоначальником производственной линейки К-7.Сегодня АО "Петербургский тракторный завод" (ПТЗ), на правах приемника ПАО "Кировский завод", продолжает традиции производства энергонасыщенных тракторов "Кировец". В настоящее время там производятся тракторы, соответствующие ряду современных требований, а также внедряются перспективные технологии на базе искусственного интеллекта, позволяющие строить полностью беспилотные машины. Также завод принимает активное участие в программе импортозамещения и отличается высокой локализацией производства.
К списку новостей